Исследовательские работы по музыке лечебные свойства музыки

Исследовательские работы по музыке лечебные свойства музыки

Многие любят музыку, но не все знают о ее лечебных свойствах. Ещё в древние времена она использовалась для избавления от различных недугов, так как она вызывает в организме особую вибрацию, которая создаёт биополе, благотворно влияющее на нервную систему. Каждое произведение излучает собственную энергетику, поэтому важно правильно подобрать мелодию.

Цель моей работы: выяснить, как музыка влияет на здоровье человека.

Чтобы выполнить работу, я поставила перед собой следующие задачи:

Изучить литературу о влиянии музыки на здоровье человека;

Объяснить физиологический механизм воздействия звука на организм человека;

Провести эксперимент по изучению влияния музыки на артериальное давление, частоту пульса, состав крови, содержание сахара в крови;

Разработать буклет «Музыкальные рецепты»

Гипотеза: музыка влияет на частоту пульса, артериальное давление, состав и свойства крови.

Мой проект актуален тем, что в современном мире, несмотря на достижения в области медицины, очень много различных заболеваний. Порой человеку на лечение приходится затрачивать много материальных средств. Большинство людей не знает об оздоровительном эффекте некоторых музыкальных произведений.

Глава 1. Физиологический механизм восприятия звука

О том, что музыка является сильным целебным средством, люди догадывались давно, но первым, кто научно обосновал целебный эффект музыки, стал великий Пифагор. Это он установил, что музыка есть продукт математики. Пифагор на основе твердых доказательств заявил, что музыка (не всякая, конечно) подчиняется математике
как высшему закону. К утверждению Пифагора подключился Гиппократ – и тоже представил доказательства: масштабную статистику исцелений, в частности,
от эпилепсии. А это явилось очень серьезным доказательством целебной силы музыки – ведь во времена Гиппократа эпилепсию (падучую) всерьез считали результатом вселения дьявола, поэтому считали эту болезнь неисцелимой (ПРИЛОЖЕНИЕ I ).

Музыка с физической точки зрения — это колебания, у которых можно определять частоту, тембр, тональность, громкость и другие характеристики. Все звуки проходят через орган слуха — ухо. Первый отдел уха – наружное ухо. Здесь звук улавливается ушной раковиной, проходит через слуховой проход и достигает барабанной перепонки, вызывая ее колебания. Второй отдел – среднее ухо. В среднем ухе есть 3 косточки, которые называются молоточек, наковальня и стремечко. Их основная функция – передача и усиление колебаний. Третий отдел – внутреннее ухо, в котором звук проходит через овальное окно, полукружные каналы и достигает улитки. Улитка — спирально закрученный канал в 2 3/4 оборота, разделенный тонкой перепончатой перегородкой. Эта перепонка спирально завита и называется основной. Она состоит из фиброзной ткани, включающей около 24 тыс. особых волокон (слуховые струны) разной длины и расположенных поперек вдоль всего хода улитки: самые длинные — у ее вершины, у основания — наиболее укороченные. Над этими волокнами нависают слуховые волосковые клетки — рецепторы. Это кортиев орган . Первичный анализ звуковых сигналов начинается уже в кортиевом органе, с которого возбуждение по волокнам слухового нерва передается в слуховой центр коры головного мозга в височной доле, где происходит их качественная оценка (ПРИЛОЖЕНИЕ II ).

Установлено, что прослушивание или исполнение музыки создает связи между левым и правым полушариями головного мозга. При этом музыка воспринимается двумя полушариями одновременно: правое ощущает тембр и мелодию, а левое – ритм. Именно ритм оказывает на организм человека наиболее сильное воздействие. Но не всякий ритм оказывает благотворное влияние на здоровье, а только такой: от 2,2 до 4 колебаний в секунду – ритм в этом диапазоне идеально совпадает со здоровой частотой сердцебиения и дыхания человека. Слушая такую музыку, жидкие среды организма мгновенно подстраиваются под нее, и в результате клетки принимают те самые частоты, которые наиболее для них благоприятны. Как раз по этой причине повышается настроение, ощущается прилив сил, улучшается сон, снижается чувствительность к боли, стабилизируется дыхание и работа сердца.

Если продолжать говорить о физиологии, то и нервная система, и мускулатура человека способны усваивать ритм. Музыка, являясь ритмическим раздражителем, воздействует на мозг, а тот регулирует биоритмы. В результате происходит такая стимуляция физиологических процессов, что достигается идеальная согласованность между ними. В медицине эту согласованность называют физиологическим балансом, а в психологии — гармонией.

Глава 2. Влияние музыки на здоровье человека

Начиная с 19 века, современная наука уделяет большое внимание музыке как методу лечения человека от различных заболеваний. Путем экспериментальных исследований накоплено достаточное количество подтверждений этому. Исследования ведутся в нескольких направлениях: как влияют отдельные музыкальные инструменты на живые организмы; как влияют отдельные произведения композиторов; как влияет музыка великих гениев человечества; как влияют на организм человека традиционные народные направления музыки и т.д.

Великий русский ученый академик Бехтерев был уверен, что «музыка придаёт физическую бодрость, устраняет усталость, положительно влияет на кровообращение, дыхание».

Академик Б. Петровский, русский хирург, во время сложных операций использовал музыку. Его личные наблюдения показывали, что организм начинает работать более гармонично под воздействием музыки.

Ученый И. Догель ещё в 19 веке установил, что под воздействием музыки меняется пульс, частота сокращения сердца, кровяное давление, глубина и ритм дыхания, как у человека, так и у животных.

Более 20 лет японский ученый Эмото Масару занимается изучением воздействия на воду различных звуков, в том числе и музыки. Опыты Эмото Масару показали, что результатом воздействия духовной и классической музыки является образование в обычной воде кристаллов поразительной красоты. Напротив, при воздействии рок музыки в обычной воде кристаллы не образовывались вовсе, а, наоборот, уже сформированная кристаллическая структура воды разрушалась. А ведь мы на 80 % состоим из воды! (ПРИЛОЖЕНИЕ III )

Таким образом, существует огромное количество экспериментальных подтверждений, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека.

Исследовательская работа «Лечебные свойства музыки»

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

МБОУ «Арылахская средняя общеобразовательная школа»

Общешкольная научно-практическая конференция

«Наблюдай! Исследуй! Побеждай!

Исследовательская работа на тему:

«Лечебные свойства музыки»

ученица 3 класса

1 слайд: Исследовательской работой меня заставил интерес к тому что, некоторые мои одноклассники на уроке музыки жаловались учителю на то, что у них сильно болит горло или голова, просили не петь. Учитель конечно разрешал им не петь на уроке. Но в конце урока, я вдруг заметила, что эти ребята начинали петь и очень активно работать, забыв о своих болезнях. Мне стало интересно почему так происходит? В начале урока больной, а в конце уже здоровый. Почему? Что случилось за эти сорок минут урока? Наверное все дело в музыке.

Тема моей исследовательской работы: «Лечебные свойства музыки»

2 слайд: Актуальность: Музыка способна лечить и заставить человека на время забыть о своих болезнях. Она представляет собой могущественную невидимую силу, способную вызывать лечебные свойства на организм человека. Музыка также обладает способность оказывать заметное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние, на интеллект и мозг, улучшая память и ускоряя процесс обучения; продлевает жизнь.

Цель моей работы: изучить влияние музыки на человека.

Для этого необходимо было решить следующие задачи:

— изучить литературу о влиянии музыки на организм человека;

— организовать разновозрастные группы для проведения исследований;

— разобраться как реагирует человеческий организм на прослушиваемую музыку.

Гипотеза: Музыка оказывает положительное влияние на здоровье человека.

Для решения поставленных задач были использованы методы: наблюдения, диагностика, анкетирование.

3 слайд: Так в чем же секрет лечебного влияния музыки на организм человека?

Еще в древности музыку применяли в лечебных целях, так как музыка вызывает приятные эмоции. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему, снимают нагрузку.

Читать еще:  Кора боярки лечебные свойства

По мнению специалистов эффект музыкотерапии делится на 3 направления:

Влияет на психику человека;

На физическое тело;

4 слайд: Многочисленные исследования показали что при правильном слушании музыка обладает сильным терапевтическим воздействием. Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни. Лечить с помощью музыки можно неврозы и депрессии, можно даже использовать музыку как обезболивающее в стоматологии. Музыка улучшает настроение, помогает на время избавиться от неприятных мыслей. Благодаря музыке человек может найти в себе новые, неведомые ему прежде силы, она помогает ему увидеть жизнь в новых тонах и красках.

5 слайд: Музыка также влияет на физическое тело человека. С помощью музыки можно тренировать отдельные функции организма. Доказано, что когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций. Согласно по наблюдениям врачей, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Музыка положительно влияет на отдельные органы. 6 слайд: Например:

скрипка лечит душу, помогает выйти на путь самопознания ;

орган приводит в порядок ум, гармонизирует энергопоток позвоночника;

цимбалы «уравновешивают» печень;

баян и аккордеон активизируют работу брюшной полости;

пианино очищает щитовидную железу;

арфа гармонизирует работу сердца;

флейта очищает и расширяет легкие;

виолончель благотворно действует на почки.

7 слайд: И третье направление: это влияние музыки на интеллект. Как показывает педагогическая практика, музыка вызывает у детей положительные эмоции, которые улучшают мотивацию, активизируют процесс обучения, стимулируют процесс познавания. Музыка придает силы, успокаивает, развлекает и пробуждает интерес к новому материалу. Дети, регулярно прослушивающие музыку, заметно отличаются в своем развитии от сверстников: у них лучше развиты память и процессы восприятия; вычислительные, орфографические и речевые навыки. Такие дети не только более эмоциональны, но и более дисциплинированы.

8 слайд: В ходе исследования я провела эксперимент по прослушиванию музыки для взрослых и школьников. Перед прослушиванием выяснили самочувствие. Настроились на прослушивание музыки и в течении пяти минут слушали тихую музыку.

9 слайд: Эксперимент я провела по трем возрастным категориям:

Информационно-исследовательский проект Влияние музыки человека

Содержимое разработки

муниципальное АВТОНОМНОЕ общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 13 города Тюмени

«Влияние музыки на человека».

Автор проекта: Слободчиков Павел, ученик 12 класса

Руководитель проекта: Якушевич Ольга Ивановна, учитель физики

Глава 1. Влияние музыки на организм человека.

1.1. Музыка как звуковые волны.

1.2. Применение целебных свойств музыки в древние времена.

Глава 2. Исследование «Музыка и мы».

2.1. Методы исследования и их описание.

2.2. Анализ результатов исследования.

Описание продукта проекта: список музыкальных рецептов; результаты опроса обучающихся школы о музыкальных предпочтениях.

Список источников информации.

Уже с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и информировали его об окружающем пространстве.

Проблема проекта: как влияет музыка на настроение, поведение, организм человека?

Начиная работу, мы ставили перед собой такую цель проекта: узнать как можно больше о влиянии музыки на человека, чтобы выяснить вкусовые предпочтения обучающихся, нами был проведен опрос обучающихся школы.

Объект исследования – музыкальные жанры.

Предмет исследования – влияние музыки на человека.

Гипотеза – музыка влияет на настроение и поведение человека.

Чтобы достичь этой цели, нам придётся решить следующие задачи:

Изучить информацию по данной теме. Найти в ней ответы на многие вопросы.

Ежедневно включать на переменах и во второй половине дня музыку различных жанров и наблюдать за настроением и поведением одноклассников.

Использовать материалы проекта при проведении классного часа «Как влияет музыка на человека».

Для поиска ответов на свои вопросы мы использовали различные источники информации:

Книги и энциклопедии.

Человек – как источник информации.

В своей работе мы использовали следующие методы:

Подготовка сценария классного часа.

Наблюдение за поведением и настроением обучающихся во время прослушивания музыки разных жанров.

Проектный продукт: полезные здоровьесберегающие советы.

Глава 1. Влияние музыки на организм человека.

1.1 Музыка как звуковые волны.

Я не знаю ни одного человека, который бы вообще не слушал музыку. Музыка, какой бы она не была, приносит нам звуковые волны, причем эти звуковые волны чаще всего приятные. Музыка создает настроение, или же подстраивается под наше настроение. Музыка создает настроение тогда, когда хочешь почувствовать себя по-другому, изменить свое настроение, настроиться на что-либо или просто ощутить удовольствие. О вкусах в музыке говорить нет смысла – у каждого свой вкус, причем этот вкус уникально-индивидуальный. Люди, которые выбирают определенный стиль музыки, скорее всего, становятся зависимыми от подобной музыки – она их удерживает в одном настроении, просто не давая возможности почувствовать себя немного по-другому. Люди, которые выбирают музыку под настроение разнообразят свой мир, слушая то, что нравится и что подходит в данный момент для настроения. Многие люди, слушая музыку различных стилей и жанров, даже не задумываются о её влиянии на их психику и поведение. Не важно, в какой степени это влияние проявляется, какой оно носит характер, к чему может привести, но с огромной уверенностью можно утверждать, что это влияние, так или иначе, является фактом. Из вышесказанного, можно заключить, что различные по частоте звуки по-разному влияют на человека. Учёные установили, что это напрямую связно с ритмами головного мозга. Получая через органы слуха аудиоинформацию, мозг анализирует её, сравнивая со своими ритмами. У каждого человека ритмы протекают со своей частотой. Именно поэтому, так различны вкусы к музыке. Под старость функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать быструю ритмичную музыку, отдавая предпочтение более спокойным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать быстро меняющуюся информацию.

1.2. Применение целебных свойств музыки в древние времена.

Считалось, что мyзыка может yсиливать любyю pадость, yспокаивать любyю печаль, смягчать любyю боль и даже, изгонять болезни. Постепенно накапливаются наyчные данные, подтвеpждающие знания дpевних мудрецов о том, что мyзыка — мощнейший источник энеpгий, влияющих на человека. Еще в XIX веке yченый И. Догель yстановил, что под воздействием мyзыки меняются кpовяное давление, частота сокpащений сеpдечной мышцы, pитм и глyбина дыхания, как y животных, так и y человека. Известный pyсский хиpypг академик Б. Петpовский использовал мyзыкy во вpемя сложных опеpаций: согласно его наблюдениям под воздействием мyзыки оpганизм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтеpев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кpовообpащение, yстpаняет pастyщyю yсталость и пpидает физическyю бодpость. Уже давно известно, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное yльтpазвyковое излучение, за считанные секyнды yбивают тифозные палочки, возбyдителей желтyхи и виpyсы гpиппа. Использование определённых музыкальных звуков также применяется для лечения сахарного диабета. Было yстановлено, что междy ypовнем сахаpа в кpови и психическим состоянием сyществyет пpямая связь. Таким обpазом, изменяя и pегyлиpyя свое психическое состояние, человек может изменить ypовень сахаpа в кpови. В этом большyю помощь оказывают аyдиокассеты с записью звyков пpиpоды: шyма пpибоя, пения птиц, pокота океанских волн, pаскатов гpома, шyма дождя. Особое внимание, как yже отмечалось выше, yделяется воздействию мyзыки великих гениев-классиков и вообще классической мyзыки на живые оpганизмы. Например, создатель мyзыкальной фаpмакологии амеpиканский yченый Роббеpт Шофлеp пpедписывает с лечебной целью слyшать все симфонии Чайковского и yвеpтюpы Моцаpта, а также «Лесного цаpя» Шyбеpта. Шофлеp yтвеpждает, что эти пpоизведения способствyют yскоpению выздоpовления. Ученые из Самаpканда пpишли к выводy, что звyки флейты-пиккало и клаpнета yлyчшают кpовообpащение, а медленная и не гpомкая мелодия стpyнных инстpyментов снижает кpовяное давление.

Говоря о влиянии музыки на поведение и характер человека, необходимо отделить собственно музыку и тексты, которые она сопровождает. Дело в том, что тексты песен воздействуют напрямую (в них могут содержаться прямые призывы или контекстный смысл), их значение воспринимается полностью в соответствии с их содержанием. Как же тогда музыка влияет на сознание? Ведь она не может нести прямо то или иное смысловое значение. Проще говоря, у музыки нет чистого смысла. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле, наше подсознание строит целую систему абстрактных связей, которые и являются скрытым «смыслом» музыки. Еще один интересный факт, отмеченный психологами, — это «совпадение» искусственных музыкальных ритмов и естественных биологических ритмов в организме. Если эти ритмы идентичны, влияние усиливается. Другими словами, если ваша деятельность спокойна и размеренна, тихий и умеренный музыкальный фон будет способствовать ее эффективности, а если вы неуравновешенны и агрессивны, то соответствующие музыкальные ритмы, обилие шума в музыке, будет поддерживать в вас это состояние. При этом, музыкальный и биологический ритмы взаимосвязаны, т.к. последний подстраивается под первый.

Читать еще:  Алоэ лечебные свойства рецепты при геморрое

Музыка — явление в этом плане объективное, независимое, и она не может изменяться под воздействием наших желаний и настроений. Поэтому нам остается подстраиваться под музыку, соответствовать ее энергии, ритму и содержанию.

С древних времен музыка сопровождает человека, даря ему духовное и физическое здоровье. Целебная сила музыки заслужила признание у многих народов мира. В Индии пение долгие годы включалось в лечебные средства. Многие известные деятели медицины рассматривали музыку как эффективное средство воздействия на настроение и психическое состояние больного, а через него — и на весь организм.

И.Р. Тарханов (1893) экспериментально проследил действие музыки на ЧСС и ритм дыхания и выяснил, что радостная музыка ускоряет выделение пищеварительных соков, улучшает аппетит, а также увеличивает работоспособность мышц и может на время снять мышечную усталость. В.М. Бехтерев отметил, что удары метронома, отбивающего определенный ритм, способны вызвать замедление пульса и состояние удовольствия или, наоборот, ускорение пульсации крови с соответствующим ощущением усталости и неудовольствия. В своих работах В.М. Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, приводя факты того, что люди сбрасывали с себя усталость благодаря музыке. Ученый утверждал, что наиболее сильный и ярко выраженный эффект дает однородная по характеру музыка П.И. Чайковского «Времена года». Проведен ряд исследований влияния музыки на работоспособность спортсменов. Так, наши наблюдения за хоккеистами показали, что прослушивание музыки во время тренировки благоприятно действует на организм спортсмена, они меньше устают и выполняют больший объем тренировочной нагрузки, чем без музыкального сопровождения. У пловцов, слушающих музыку в лаборатории после заплыва на 400 м, заметно улучшилась работоспособность. Также отмечено положительное влияние музыки на борцов.

Исследовательская работа «Как влияет музыка на человека»

Цель исследования

Выяснить, как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Как влияет музыка на человека»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Исследовательская работа
«Как влияет музыка на человека»

Выполнила:
обучающаяся МБОУ «СОШ № 2

р.п. Базарный Карабулак

Саратовской области»
Добдина Дарья

Руководитель:
учитель музыки МБОУ «СОШ № 2

р.п. Базарный Карабулак

Саратовской области»
Урова Татьяна Юрьевна

Обоснование выбора темы исследования……………….3

Цель, задачи исследования……………………………….3

Объект, предмет исследования…………………………. 3

Гипотеза исследования…………………………………. 3

3. Практическая часть
Эксперимент №1

«Влияние музыки на поведение учащихся»…………………11
Эксперимент № 2

«Влияние классической музыки на умственные
способности учащихся»……………………………………..12

Выбор темы
Музыка в моей жизни занимает огромное место. Я люблю слушать музыку: и классическую, и современную. Люблю петь и танцевать. С 4 лет я стала учиться пению, с 7 лет – игре на фортепиано, потому что хотела сама исполнять музыку. Сейчас музыка окружает нас со всех сторон. Мы слышим музыку с экранов наших телевизоров, с различных переносных устройств, у наших телефонов музыкальные звонки. Но я заметила, что одни мелодии приятно слушать, от них улучшается настроение. А другие — раздражают, от них начинает болеть голова. Значит, музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека?

В своей работе я решила ответить на этот вопрос.

Выяснить, как музыка влияет на учебную деятельность и эмоциональное состояние учащихся.

Проанализировать научную информацию по теме;

Установить, какие музыкальные стили привлекают детей;

Выявить, как музыка влияет на поведение и умственную деятельность учащихся;

Провести классный час «Музыкотерапия»

Объект исследования — музыка.
Предмет исследования — влияние различных музыкальных стилей на учебную деятельность и эмоциональное состояние школьников.
Гипотеза

Произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют на эмоциональное состояние ребенка;

Могу предположить, что классическая музыка благотворно влияет на выполнение заданий разной сложности.

Анализ литературы, информации в Интернете;

Проведение музыкальных экспериментов;

Анализ и сравнение полученных результатов.


Музыка – посредница между жизнью ума и жизнью чувств.

С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Она может вызывать радость и печаль, успокаивать и приводить в возбуждение, она заставляет нас заглянуть в самые сокровенные уголки своей души и глубже понять окружающий мир. Музыка сопровождает человека во время отдыха, в моменты самых значительных событий, помогает пережить тяжелые драматические моменты его жизни. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Первобытные люди верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли. Слушая первые мелодии первых музыкальных инструментов — шаманских барабанов, трещоток и костяных флейт, человек осознал: музыка может многое, в том числе и лечить. Древние китайцы считали, что она избавляет порой от тех недугов, которые неподвластны врачам. В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе. «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», — так утверждали древние мудрецы. Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль. Кельтские жрецы придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория – барды, которые занимались изучением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки, о том, как создать песенное заклинание, способное исцелять или причинять вред.
Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку. В старейших скульптурах и в резных работах, на фресках мы можем видеть сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась в храмах для лечения нервных расстройств.
В Египте учился музыке Пифагор и сделал музыку предметом науки. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Мистическими легендами объяснялось улучшение самочувствия и настроения, уменьшения болезненных ощущений, страха, возвращение человеку бодрости, энергии под действием чарующих звуков. Использование музыкального искусства с терапевтической целью описаны также в древних папирусах и Библии. Музыка часто передает такие оттенки чувств и переживаний, которые трудно выразить словами. В свою очередь музыкальный язык понятен каждому человеку. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальнее звуки воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и аромотерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.

Читать еще:  Жуки знахари лечебные свойства яндекс нашлось 749 тыс результатов

Музыкотерапия
В 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая — способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту.

История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкальной терапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов.
Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.

В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Особо интенсивно стало изучаться влияние музыки в последние десятилетия XX века. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергии, влияющей на человека. Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолегочные патологии игрой на флейте.С 1965 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации, стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. В московском центре «Эйдос» музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. Недавно ученые из Гетингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким.

Особое внимание уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения.

Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича — держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность).
Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным. «Эффект Моцарта»

Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Существует такое понятие, как «эффект Моцарта». Учёные провели эксперимент, и установили, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. В ходе эксперимента ученые так же установили что:

Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал

Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям

Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух

Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление

Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после экзаменов, контрольных работ, конфликтов и экстремальных ситуаций и т.д.

Звуки музыки Моцарта действуют на детей успокаивающе

Моцарт вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к повышению к успехам в деятельности на 40-50%

Польза пения
Ученые так же установили, что полезно не только слушать и исполнять на каком либо инструменте музыку, но и петь.

Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Если у вас плохое настроение или вы испытываете напряженность – пойте, даже если вы никогда не учились пению. Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее. Ученые обнаружили, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость. По их мнению, пение приводит в движение находящиеся в мозгу «молекулы, ответственные за эмоции», поэтому с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства. Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от заболеваний

Когда человек поет, в его организм поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение всего организма, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, что значительно повышает местный иммунитет. У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается восприимчивость к простудным заболеваниям. Могу привести в пример личный опыт: я болею редко, и не более 2-3 дней.

Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Причём, улучшение кровоснабжения головы в целом производит омолаживающий эффект, улучшает состояние кожи.

По мнению врачей, пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно снижает число обострений.
Изучив весь материал о пользе и вреде музыки, я решила провести экспериментальную работу в своём классе, с результатами которой познакомлю в следующей главе.

В эксперименте я попросила участвовать ребят своего класса – 21 человек.
Эксперимент прошёл в два этапа:

Цель анкетирования заключалась в том, чтобы проанализировать, как воспринимают школьники музыку разных направлений.

Анкета
1. Нравится ли тебе слушать музыку?

2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?

3. Нужна ли музыка в повседневной жизни?

4. Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?

5. Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?

6.Какая музыка вам больше нравится (подчеркни): классическая, поп-музыка, рок-музыка?
Результаты анкетирования

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector